Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Особые заслуги в работе с калмыками и в понимании их проблем приобрёл специальный представитель д-р Долль, иногда называемый Отмар Врба, посланный от 1-й танковой армии для работы в 16-ю МПД. Он был ранее австрийским офицером, потом предпринимателем и архитектором и 3 года работал сотрудником в немецком консульстве в Одессе. Будучи знатоком калмыцкого народа, Долль сумел в многочисленных поездках со своей „разведгруппой 103“ быстро преодолеть первоначальное недоверие к немцам. Он напомнил калмыкам о знаменитом командире 2-го калмыцкого казачьего полка подполковнике Сереб-Джабе Тюмене, который был награждён в 1813 году Железным крестом прусским королём Фридрихом Вильгельмом III, и написал об этом храбром воине в издаваемой для калмыков в 16-й МПД газете. Д-р Долль назначил надёжных калмыков старостами, так, например, в Элисте Бембе Цуглинова, в Улан Эрге - Маштака [Пюрбеева]. Он организовал питание для бедных слоёв населения, чем полностью привлёк их на сторону немцев. Где бы он ни был, он всегда устраивал со старостами приёмные часы для населения.
 [[Файл:Gen Henrici i doct Doll 1942.jpg |thumb|right|frame| Ген. Хенрици и доктор Долль (в каске) обходят строй калмыцких добровольцев. Калмыкия, лето-осень 1942 года.]]
Сотрудничество немецких врачей с калмыцкими врачами по предотвращению эпидемических заболеваний на эпидемстанции в Заветном, в полевом госпитале 16-й МПД и в Элистинской больнице тоже было хорошим. Работа велась главным образом по предотвращению чумы и холеры, которые были распространены на востоке региона. Большой заботой 16-й МПД с зимы 1942/43 года стало снабжение населения продуктами питания. Но благодаря хорошей организации и эта задача была вполне удовлетворительно решена.
В то время как на стороне Красной Армии воевала калмыцкая кавалерийская часть силой в разное время от 800 до 2000 человек, в Калмыцкой степи существовали лишь слабые отряды полиции, частью пешие или конные. Постепенно конные отряды были объединены Доллем в эскадроны, которые во взаимодействии с антисоветскими партизанами, состоявшими из перебежчиков, бывших заключённых и казаков, сражались против Красной Армии на востоке и северо-востоке. С большим волнением встретили калмыки извещение от лица командира 16-й МПД графа Шверина о гибели калмыцких солдат в калмыцкой газете "Свободная земля", трижды в неделю выходившей тиражом в 16 000 экземпляров, под заголовком из калмыцкого героического эпоса "Джангар": "Погибни, если тебе суждено погибнуть, главное же - победа над врагом!"
 [[Файл:Kalmikija 1942.jpg |thumb|right|frame| Калмыкия, осень1942 года. Фото предоставлено Эдуардом Абрамяном (Ереван)]]
В сентябре 1942 года 16-я МПД организовала 2 калмыцких эскадрона. Уже зимой 1942/1943 г. они поддерживали борьбу 16-й МПД на участке Чилгир-Городок. Граф Шверин с благодарностью оценивает действия калмыцких всадников, когда признаёт, что его дивизия потерпела бы поражение в Калмыцкой степи, если бы калмыки не поставляли самые ценные разведданные на сотни километров и героически не поддержали бы в боях его дивизию. Оперировавшие из Астрахани советские партизаны, после того как они неоднократно расстреливали в отдельных сёлах и колхозах старост и полицаев, постоянно преследовались пронемецкими калмыками, окружались и, как правило, полностью уничтожались благодаря умелым действиям их командира Шунгурцыкова.
В июле 1944 года в жестоких боях с Красной Армией в районе Люблина ККК понёс тяжёлые потери, многие солдаты и офицеры ККК погибли, среди них был и д-р Долль. Его гибель стала для калмыков тяжёлым ударом. Они оплакивали смерть своего АВА [Отца] и сразу осознали, что они потеряли вместе с ним своего покровителя и защитника.
Преемник Долля, некто подполковник Берген, сразу занялся устранением всего того, что определяло независимость и самостоятельность ККК. Он был далёк от менталитета калмыков и попытался преобразовать Корпус по образу и подобию
 [[Файл:Polkovnik Horst.JPG |thumb|right|frame| Подполковник Хорст, временно назначенный командиром калмыков, награждает командиров эскадронов. 
Справа налево - Басанг Огдонов, неизвестный,
Сергей Бадушов (в шапке).]]
Сергей Бадушов (в шапке).
немецкой части. По его мнению, калмыцкие офицеры за редким исключением не соответствовали своим должностям, они должны были быть заменены немецкими офицерами. Тем самым, национальное руководство Корпусом полностью устранялось. Корпус был разделён на 2 бригады, в каждой по 2 полка под немецким руководством. Особенно обидело калмыков то, что немецкому персоналу был отдан приказ заняться повышением дисциплины, даже с применением оружия. Порой калмыки стали подвергаться избиениям, что категорически было запрещено немецким командованием ещё в 1942 году, именно с той целью, чтобы никоим образом не затронуть чувство чести в национальных частях и поднять национальный авторитет и сознание.
Начальниками различных служб тоже были калмыки - главврач Агеев, старший ветеринар Шалхаков, главный лама ККК Баслиев. У калмыков и немцев пользовался авторитетом Председатель организации "Знамя калмыцкого народа" и существующего с 1928 года Калмыцкого Национального Комитета калмык Балинов. Он лучше других понимал, что самостоятельная Калмыцкая республика будет лишь благим пожеланием и красивой мечтой, пока в России правят большевики.
[[Файл:Flag kalmickogo sojedinenija Dolla.jpg |thumb|right|frame| Флаг калмыцкого соединения доктора Долля. 1943 г.]]
Флаг калмыцкого соединения доктора Долля. 1943 г.
Как председатель политической организации "Знамя калмыцкого народа" и Национального Калмыцкого Комитета он принял решение установить контакт с А.А.Власовым, генералом Русской Освободительной Армии. В октябре 1944 года Балинов официально разговаривал на эту тему с Арбаковым, начальником штаба ККК, чтобы выяснить, как калмыки относятся к вопросу присоединения к Власову.

Навигация