Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
==26 октября (8 ноября)==
Юнкера и ударницы оборонялись как в самом дворце, так и на баррикадах перед ним. Однако постепенно их боевой дух падал, а во дворец через различные неохраняемые подъезды стали просачиваться красногвардейцы, матросы и солдаты. Первыми внутрь через окна со стороны Эрмитажа проникли матросы и солдаты Павловского полка, остальные вошли через открытые ворота. В результате в 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) Зимний дворец был занят восставшими. Арестованных министров препроводили в Петропавловскую крепость. Некоторые юнкера были убиты, многие женщины – изнасилованы и также убиты (в казармах Павловского полка), остальные либо были арестованы, либо организованно вернулись в казармы, либо рассеялись по городу. Имущество дворца подверглось частичному разграблению. Восставшие потеряли в перестрелке пятерых убитыми и несколько ранеными, однако некоторые из ворвавшихся во дворец солдат, матросов и красногвардейцев погибли от алкогольного отравления, добравшись до дворцовых винных погребов. Общее же количество жертв в ходе вооруженных столкновений 24-26 октября составило по данным большевиков 46 убитых и 50 раненых.
<gallery widths=200px 250px heights=200px 250px mode='packed'>
Файл:3 Trotsky Petrosovet.jpg
Файл:4 Sovvlast.jpg
Съезд избрал также новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Первым его председателем стал Л.Б. Каменев, которого 8 (21) ноября 1917 г. сменил Я.М. Свердлов. Во ВЦИК были избраны 67 большевиков и 29 левых эсеров. 20 мест было оставлено для меньшевиков и эсеров, если бы они пожелали вернуться на съезд. Несмотря на то, что большевикам удалось создать высшие органы государственной власти, им необходимо было еще закрепиться на захваченных позициях. Не имея надежных позиций за пределами крупных промышленных центров, в достижении своих целей они могли рассчитывать на успех лишь в случае принятия решений, адресованных тем социальным группам, которые пока не поддерживали большевизм, прежде всего широким массам крестьянства.
==26 октября (8 ноября)==
[[Файл:5 Krasnaya Gvardija2.jpg|thumb|right|frame|Красная гвардия]]
Вечером 26 октября (8 ноября) после доклада Ленина съезд принял Декрет о мире, в котором предлагалось «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире» без аннексий и контрибуций. Кроме того, новое правительство заявило об отказе от принципов тайной дипломатии и постановило опубликовать секретные договоры, заключенные императорским и Временным правительствами. Этот декрет был адресован не столько правительствам, сколько народам воюющих стран и должен был, по замыслу большевиков, вызвать в воюющих странах волнения достаточные для заключения мира, а может быть и начала мировой революции. Фактически же, этот декрет остался незамеченным общественным мнением воюющих стран. Однако, вне зависимости от международной реакции, он резко усиливал позиции большевиков в солдатской среде, мечтавшей о скорейшем окончании войны.
Для того, чтобы заручиться поддержкой самого многочисленного в России класса — крестьянства – Ленин в тот же день вынес на утверждение съезда Декрет о земле, концепция которого была фактически списана у эсеров. Он предусматривал переход помещичьих и иных земель в распоряжение крестьянских комитетов и уездных крестьянских советов впредь до окончательного решения всех земельных вопросов Учредительным собранием. В Декрет был включен «Наказ о земле», составленный в августе 1917 г. редакцией «Известий» на основе 242 крестьянских наказов. Согласно Наказу, частная собственность на землю отменялась, земля объявлялась «всенародным достоянием» и подлежала (за исключением отдельных показательных хозяйств) уравнительному разделу между крестьянами по трудовой потребительской норме.
 
==2 (15) ноября==
2 (15) ноября к этим первым декретам советской власти добавился еще один документ, значительно укрепивший влияние большевиков на национальных окраинах – «Декларация прав народов России», провозглашавшая отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений, а также право наций, входивших в состав Российской империи, на «самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Это право, несомненно, угрожало целостности новой России, но это не сильно заботило большевиков, так как, во-первых, только такая политика позволяла им надеяться на успех в тех обширных районах России, где, как правило, отсутствовал промышленный пролетариат, а, во-вторых, в эти месяцы большевики жили ожиданием скорой мировой революции, которая сделает все государственные границы фикцией.

Навигация