Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Общая социально-экономическая и политическая ситуация в России к осени 1917 г. предельно обострилась. Рост военных расходов, бешеная инфляция (с февраля рубль обесценился в 7 раз), падение дисциплины на фронте и в тылу в сочетании с нарастанием ожиданий и требований масс, подогреваемых революционной пропагандой, вели к снижению предпринимательской активности и жизненного уровня населения. Полупарализованная железнодорожная сеть не могла обеспечить нормального снабжения промышленности и регулярной доставки продовольствия, в результате производство останавливалось, а нехватка продуктов снабжения в крупных городах усиливала недовольство и социальную напряженность. В сентябре — октябре число бастовавших выросло в 7-8 раз по сравнению с весной и составило 2,4 млн. чел. Армия, разложенная «демократизацией» и агитацией большевиков, окончательно выходила из повиновения командования. Небывалого размаха достигло дезертирство, давшее новый импульс массовым крестьянским выступлениям, охватившим 90 % уездов европейской России, самовольным захватам помещичьих земель и уравнительным разделам имущества крестьян-единоличников. Власти решительно осудили «аграрные беспорядки» и пытались с ними бороться, но безуспешно. Большевики же наоборот подталкивали крестьян к самостоятельному решению земельного вопроса. Страна все ближе подходила к экономическому краху. Усиливались и национальные движения, центробежные силы разрывали Россию (к независимости стремились Украина, Финляндия, тюркские народы). Временное правительство все больше лишалось социальной поддержки, тогда как силы большевистской партии непрерывно росли.
==15 (28) сентября==
[[Файл:Lenin-last-underground, 1917.jpg|thumb|right|frame|Ульянов(Ленин) В.И.]]В начале сентября 1917 г. еще находившийся в подполье Ленин предложил меньшевикам и эсерам компромисс. От левоцентристских партий требовалось взять всю власть и передать ее советам, а большевики отказывались от немедленной социалистической революции (после большевизации советов крупнейших городов власть и так перешла бы к ним). Однако видя неготовность своих оппонентов к такому шагу и одновременно большевизацию масс, 15 (28) сентября он направил ЦК РСДРП(б) письма («Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание»), в которых доказывал, что в стране сложились условия для успешного переворота и требовал, чтобы партия большевиков призвала народ к немедленному восстанию: «Ждать «формального» большинства у большевиков наивно: ни одна революция этого не ждет. И Керенский и К не ждут, а готовят сдачу Питера… История не простит нам, если мы не возьмем власти теперь». 
==7 (20) октября==
Никто из членов ЦК в тот момент Ленина не поддержал, так как еще слишком свежи были воспоминания о неудачном июльском выступлении, и все понимали, что большевики еще недостаточно сильны и могут победить только под флагом борьбы за власть советов. Некоторые надеялись на то, что власть социалистам отдаст Предпарламент. Письма Ленина были сожжены, чтобы не будоражить массы, и ЦК принял решение ждать II съезда советов. Л.Д. Троцкий, ставший к тому времени фактически вторым человеком в партии, считал, что в случае передачи съездом власти советам разгон Временного правительства станет легкой технической задачей. Однако Ленин настойчиво доказывал необходимость восстания, и эта настойчивость постепенно подтачивала линию на мирное развитие революции. 7 (20) октября 1917 г. по инициативе Троцкого 53 депутата-большевика покинули зал Совета республики (Предпарламента). Это событие, ставшее явным свидетельством отказа большевиков от поиска компромисса с властями можно считать началом пролога Октябрьской революции.

Навигация