Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Ознакомившись с мнением генералов, император принял решение отречься от престола в пользу цесаревича Алексея при регентстве великого князя Михаила Александровича, однако в ожидании прибытия представителей Временного комитета Госдумы А.И. Гучкова и В.В. Шульгина несколько изменил его. Не желая расставаться с тяжело больным сыном, что в сложившейся ситуации было бы неизбежным, он решил передать престол Михаилу. Такое решение было юридически неправомочно, так как нарушало закон о престолонаследии, согласно которому корона переходила к старшему сыну царствующего императора.
==2 (15) марта==
[[Файл:Отречение.jpg |thumb|right|frame| ]]
Прибывшие вечером 2 (15) марта в Псков Гучков и Шульгин описали государю положение, сложившееся в столице. Петроградские бунтовщики, — говорили они, — настроены крайне антимонархически и во всех несчастиях России обвиняют династию. Более того, — рабочие и солдаты, принимавшие участие в беспорядках, опасаются возможной расправы в случае водворения старой власти, что требует полной перемены образа правления. Наилучшим выходом, по мнению представителей Временного комитета, было бы отречение императора в пользу сына при регентстве Михаила Александровича. Однако в последнем вопросе Николай остался непреклонен и в Манифесте об отречении назначил своим преемником Михаила.
[[Файл:ОтречениеМихаила.jpg |thumb|right|frame| отречение в.к. Михаила Александровича]]
Уже после отречения в Ставке были получены две телеграммы, отправленные на Высочайшее имя командирами 3-го конного и Гвардейского конного корпусов, графом Ф.А. Келлером и ханом Нахичеванским, которые предлагали себя и свои войска в распоряжение государя для подавления беспорядков. Алексеев не стал доводить их содержание до сведения уже бывшего императора. Будучи честным солдатом, чуждым большой политике, он, как и ряд других высших военачальников, искренне считал, что отречение необходимо ради спасения династии и победы в войне. О том же, к каким катастрофическим и необратимым последствиям оно приведет, в тот момент еще никто не догадывался.
Доставленный в Петроград текст Манифеста об отречении вызвал во вновь сформированном кабинете Временного правительства замешательство. Возник горячий спор между кадетом П.Н. Милюковым, доказывавшим важность сохранения монархии хоть в каком-то виде, и социалистом А.Ф. Керенским, возражавшим, что в сложившейся ситуации такая постановка вопроса уже невозможна. В итоге кабинет взял сторону Керенского, приняв решение встретиться с великим князем и убедить его отказаться от престола. Не рискнув взять на себя бремя ответственности при отсутствии гарантий личной безопасности, Михаил Александрович отказался от притязаний на верховную власть, передав ее Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. Оба манифеста об отречении были опубликованы 4 марта одновременно, встретив восторг населения.
[[Файл:Отречение Михаила.jpg |thumb|right|frame| отречение в.к. Михаила Александровича]]
 
==23 по 28 февраля (8-13 марта)==
В период с 23 по 28 февраля (8-13 марта) революция не выходила за пределы Петрограда. 28 февраля (13 марта) в Москве была объявлена всеобщая стачка, переросшая 1 (14) марта в вооруженное выступление, к которому присоединились солдаты Московского гарнизона. В тот же день был образован Московский совет рабочих депутатов. Тогда же восстали Кронштадт и Гельсингфорс – главные базы Балтийского флота. 1-2 (14-15) марта митинги в поддержку новой власти прошли во многих губернских городах, а в течение марта власть сменилась на всей территории бывшей Российской империи. Быстрота и легкость, с которой произошла революция, была поистине феноменальной. Как писал русский философ В.В. Розанов: «Русь слиняла в два дня. Самое большее в три… Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей… Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом – буквально ничего. Остался подлый народ…»

Навигация