Косолапов Г.А. О казачке и судьбе народа.

Материал из Архив мемориала Донские казаки в борьбе с большевиками
Версия от 19:26, 19 февраля 2021; Chiga (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

О КАЗАЧКАХ И СУДЬБЕ НАРОДА.
Григорий Анатольевич Криволапов, г. Ставрополь.

Про подвиг казачек станицы Наурской сказано и написано много. В честь этого события даже установили праздник «День казачки». Посему опустим описание данного события. Не будем утруждать читателя известным фактом. Если конечно у кого-то возникнет желание узнать подробнее, необходимо будет прочесть труды В.А. Потто. Но в истории освоения Кавказа есть ещё много эпизодов храброго, отчаянного сопротивления врагу. В котором казачки никогда не жалели свою жизнь и не просили пощады у противника.


В 1828 году партия горцев прорвалась через передовую линию и напала на нижние Жилеевские хутора, которые относились к селению Надеждинскому. В доме Андрея Анненкова были одни только женщины и дети, горцы, явившись на хутор, начали все истреблять, женщины бросились в хату и заперли дверь в сенцах на глухую щеколду. Пока горцы, трудились ломать двери, женщины успели взлезть на потолок, где хранились арбузы, и спрятались там. Горцы, заметя это, кинулись туда с намерением взять их в плен, но женщины, не потеряв присутствия духа, начали отстреливаться арбузами. Лишь только покажется бритая голова горца на подполок, как в нее летят два-три арбуза, и горец катится вниз. Встретив такое сопротивление, а вместе с тем опасаясь прибытия донских казаков с кордонного поста, находившегося в 4-х верстах от хутора, горцы выстрелом из ружья зажгли соломенную крышу дома и бежали. Но женщины и здесь не потерялись, и водянистым арбузным мякишем потушили начавшийся пожар. Таким необычным способом обороны женщины спасли себя и детей от плена, а может и от гибели.
У многих может возникнуть вопрос: «Почему был приведен пример сопротивления женщин в Жилеевских хуторах, ведь там не казачки?»
Замечено справедливо. Но за 45 лет пребывания мирных Надеждинских первопоселенцев на Кавказе они настолько свыклись с суровой реальностью, что научились ценить и защищать свою жизнь и жизнь своих детей. Тем более, что до момента перехода селения Надеждинского и всех её жителей в казачье сословие оставалось немного времени — всего каких-то 3 года.
Если над примером обороны женщин Жилеевских хуторов где-то можно и посмеяться, то героическая борьба и смерть жены сотника Горбатко очень трагична. Эта казачка предпочла геройски пасть от рук врагов, нежели сдаться на милость победителя.
Мария Горбатко приехавшая погостить к своему мужу, который с вверенными ему казаками находился на Липовском посту, не могла и думать, что её визит к мужу будет роковым. Как раз в это время в первых числах сентября 1862 года, горцы, собрались в числе около 3000 человек. Пройдя по долине реки Адогоафа на Адагумскую линию, готовились напасть на станицу Верхне-Баканскую. Но их движение не осталось не замеченным для казаков Липовского поста. Опасаясь по сигнальным выстрелам из орудия сбора казачьих ре-зервов, горцы всеми силами обрушились на бедный Липовский пост. Гарнизон, которого состоял всего из 35-ти казаков 6-го пешего батальона, под начальством сотника Горбатко.
Видя неминуемую опасность, казаки из единственного орудия, стоявшего посреди поста на тумбе, сделали выстрел, после которого орудие слетело вниз. Устанавливать орудие уже не было времени. Горцы окружили пост со всех сторон. Гарнизону не оставалось ничего другого как защищаться и, если будет нужно, то дорого продать свою жизнь. Более часа прошло, как казаки мужественно отбивали атаки горцев. Почти половина защитников поста была уже убита. Не видя ниоткуда помощи и заметив решительное намерение горцев, собиравшихся уже на плетне, овладеть постом, оставшиеся в живых храбрые защитники зажгли ящик, в котором хранились заряды к орудию и сами вошли в землянку. Казаки решили, что лучше всем погибнуть с честью, нежели отдаться в руки врагов. После взрыва ящика с зарядами, горцы устремились внутрь поста, но там, кроме убитых, никого не было видно. Тогда горцы бросились к землянке, но встреченные выстрелами в упор и, потеряв несколько человек убитыми и ранеными, должны были отступить. Еще полчаса горсть храбрецов мужественно отбивала яростные атаки горцев. Закубанцы, ожесточенные упорным сопротивлением, не видя возможности принудить казаков к сдаче, обложили землянку сеном и сожгли ее вместе с засевшими в ней храбрецами.
Так доблестно погиб весь гарнизон до единого человека, и вместе с ними погибла жена сотника Горбатко. Горцы впоследствии рассказывали про эту мужественную женщину: что, когда казаки засели в землянку, она, невзирая на их просьбы, отказалась идти с ними и встретила горцев, стоя с ружьем над трупом ее убитого мужа. В то время, как они ворвались в середину поста, она выстрелом из ружья убила одного горца, затем, бросившись в толпу врагов, заколола штыком другого. После чего была изрублена шашками и кинжалами. Так славно закончила свои дни доблестная дочь неустрашимых казаков Кубанского войска, отомстив врагам за смерть своего мужа.
Ещё один случай описан жителем станицы Лабинской, казачьим офицером Аполлоном Шпаковским. Случай этот произошел в середине 40-х годов XIX века.
16-летняя лабинская казачка Анна Сердюкова во время работы в огороде за пределами станицы подверглась нападению шестерых горцев. Увидев направлявшихся к ней мужчин, девушка бросилась бежать по дорожке в станицу. Горец, находившийся ближе всех к казачке, боясь поднять тревогу и упустить лакомую добычу, на бегу бросил кинжал в свою жертву, но Господь не дал ей погибнуть: кинжал, пролетев сбоку, воткнулся далеко впереди Анны. Приостановившись инстинктивно, она схватила упавший кинжал, держа его острием назад. В это время горец догнал и обхватил ее, но получилось так, что кинжал прошел навылет через живот горца, повалившегося вместе с ней. Анна бросилась к забору, хотела перескочить, но «в этот момент, другой набежавший горец, шашкой рассек ей зад (хотя и не глубоко)…»
Опомнилась Анна уже за Лабой. Отъехав на значительное расстояние от Лабы, горцы остановились на ночлег. Горцы были так уверены в своей безопасности, что не связали пленницу, когда улеглись спать. Этой оплошностью и воспользовалась Анна. Ночью, невзирая на физическое изнеможение, она тихо поднялась с намерением бежать. Страх быть настигнутой, дал ей решимость. Придерживая одной рукой ножны, казачка вынула кинжал у вожака и мгновенно всадила ему в горло. Горец не успел даже пикнуть, так был силен и ловок удар. Вид крови ошеломил и обезумел девку. Схватив шашку и пистолет убитого, она принялась рубить спавших, прежде чем они пришли в себя и поняли в чем дело, еще трое поплатились жизнью. Последний, успевший вскочить на ноги, видя кровь и убитых товарищей, под влиянием панического страха, так потерялся, что бросился бежать. Но разъярённая Анна погналась за ним, и выстрелом положила его на месте.
Помня об обычае привозить завоеванные в бою трофеи домой, девушка собрала оружие, сняла одежду с убитых, переловила стреноженных коней. Навьючив их добычей, утром добралась до Лабы, где и встретила пикет казаков. За свой подвиг Анна Сердюкова получила золотую медаль за храбрость на Георгиевской ленте, пожизненный пансион в 50 рублей серебром и золотой браслет — подарок главнокомандующего, князя Воронцова.
Роль женщины в казачьей семье была огромной. Пока муж был на службе, на ее плечи ложилось практически всё. Она ухаживала за скотиной, птицей, следила за подворьем в целом. Воспитание детей тоже было на ней. Она была и педагогом, и воспитателем. Не было казачки, которая не умела бы кроить одежду, шить, вязать, вышивать. Особенно казачки славились недюжинным кулинарным талантом. От матери к дочери, от бабушки к внучке передавались секреты приготовления тех или иных блюд.

Но при этом казачкам приходилось уметь отстаивать свою жизнь и жизнь своих детей. В условиях постоянной военной угрозы со стороны горцев и при нехватке мужчин для обороны станиц казачки были вынуждены обеспечить себя необходимыми навыками и средствами самообороны.
В связи с этим менялся и менталитет женщин – вырабатывались формы адекватной реакции на угрозу, а также такие необходимые качества как смелость и решительность.
Ф.А.Щербина писал, что «дерзкий черкес, как вор, украдкою пробиравшийся темною ночью в казачью станицу на грабеж, нередко имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгием за военный подвиг».
Во время нападения горцев спасение женщины зачастую зависело от того, насколько адекватно она отреагирует на угрозу — малейшая опрометчивость могла стоить жизни.
В казачьих станицах военный быт был признаком специфики, исключительности, гранью противопоставления с другими сословиями (в частности, с крестьянством). Поэтому проявление молодечества не только у мужчин, но и у женщин одобрялось общественным мнением.
Войны, боевые тревоги выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранить присутствие духа в моменты неожиданной опасности. Именно поэтому казачка не хуже мужчины умела обращаться с оружием и в случае необходимости могла встать на защиту своих детей, куреня, станицы.

С нами Бог! На поле брани
Славу, лавры мы нашли,
И лихими казаками
Всем известны стали мы…


Три столетия стеною
Защищали край родной.
Да, Кавказ, ведь мы
с тобою
Уж сроднилися душой!


Вечно помните, ребята,
Имя славное дедов
И на будущее время
Так же бейте вы врагов!

К сожалению, реалии современности таковы, что боевые навыки утратили не только казачки, но и казаки. В наше время возможно казачке не так уж и нужны боевые навыки, но быть хранительницей казачьих традиций и домашнего очага казачка должна.
Сегодня складывается такая ситуация, когда многие молодые казачки не могут не то что шить, но даже и готовить. В современном мире утратилась связь между поколениями, и главная ценность – жизненный опыт не передаётся от бабушки к внучке… Это-то ли не начало исчезновения народа с лица земли?..
Пока не поздно. Каждый из нас обязан внести свою лепту в сохранение казачьих традиций. Пока живы ещё наши бабушки и дедушки, мы должны взять от них всё их казацкое-корневое: самобытность, христианское устроение жизни, мастерство, навыки, честь и духовную мудрость.
Если мы не сделаем этого сегодня, то завтра нам уже нечего будет передать будущим поколениям. Да и будет ли, в таком случае, КОМУ передавать?