Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
С выхода «Приказа №1» начался процесс т.н. «демократизации» армии, т.е. расширение прав солдат и ограничение власти командного состава. В армейских частях и на флоте стали создаваться солдатские и матросские комитеты, обладавшие правом оспаривать приказы вышестоящего начальства, а также смещать и избирать командный состав. Одновременно возглавляемое А.И. Гучковым Военное министерство производило «чистку» армии от контрреволюционных элементов, в ходе которой в апреле – мае 1917 г. было уволено значительное число генералов: 143 старших начальника, в т.ч. 70 начальников дивизий. Все это вело к дезорганизации управления войсками, моральному разложению личного состава, повальному дезертирству, грабежам и насилиям в прифронтовой полосе и в глубоком тылу. Происходившие на фоне продолжающейся войны против Германии и ее союзников, эти процессы не могли не привести к резкому падению боеспособности армии. Австро-германское командование умело использовало эти настроения, предприняв по всему фронту широкую волну братаний, которые активно поддерживались большевиками, прибывавшими в действующую армию в составе различных делегаций и с маршевыми ротами. Из 220 стоявших на фронте пехотных дивизий браталось 165, 38 из них обещали противнику не наступать.
<gallery widths=150px heights=150px mode='packed' >Файл:Soldaty miting.jpgФайл:Братание на Восточном фронте (1917).jpgФайл:Демонстрация солдат 1917.jpg</gallery>
4 (17) мая в Петрограде состоялось совместное совещание командующих фронтами, членов Временного правительства и Исполнительного комитета Петросовета. На нем выступил генерал Алексеев, говоривший об усиливающемся давлении на офицерство и полном падении дисциплины. Генерал Брусилов привел данные о состоянии армии — кавалерия, артиллерия, инженерные войска сохранили до 50% кадров. В пехоте есть полки, где состав переменился 9-10 раз, при этом в ротах осталось от 3 до 10 кадровых солдат. Из кадровых офицеров в полках уцелело по 2-4, да и то имеющих ранения. По словам генерала Драгомирова, на Северном фронте имели место случаи стрельбы по своим офицерам. Все генералы, особенно Алексеев и Гурко, остро критиковали Приказ № 1. Но все было бесполезно, так как Керенский (тогда уже военный министр) и другие представители «революционной демократии» отстаивали «права свободных солдат», даже не упоминая о правах офицеров.

Навигация